Основная цель интегрированного отчета – объяснить поставщикам финансового капитала, как организация создает стоимость в течение долгого времени. Как следствие, он содержит соответствующую финансовую и прочую информацию.

Пользователи Интегрированного отчета

Интегрированный отчет полезен для всех заинтересованных сторон, которым важна способность организации создавать стоимость в течение долгого времени.

Традиционно выделяют две группы пользователей отчетности:

  • Внутренние пользователи: учредители, топ-менеджмент, менеджеры различных структурных единиц компании и сотрудники компании;

  • Внешние пользователи: существующие и потенциальные акционеры, инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, а также налоговые органы, бизнес-партнеры, местные сообщества, законодательные и регулятивные структуры и лица, определяющие политику, организации бухгалтеров и аудиторов, органы статистики, арбитраж и все прочие пользователи отчетности.

Характер информации интегрированного отчета и ее структурирование определены таким образом, чтобы облегчить ее анализ и быть максимально полезной, в первую очередь, для поставщиков финансового капитала, то есть инвесторов. Остальные пользователи отчетности также могут почерпнуть из отчета полезную информацию, но возможно ее будет недостаточно для целей таких пользователей в рамках изучения деятельности компании.

Благоприятные аспекты создания Интегрированного отчета

1. Главным преимуществом интегрированной отчетности является тот факт, что компактное представление совокупности взаимосвязанных ключевых финансовых и нефинансовых показателей открывает обширные возможности для анализа деятельности компании, следствием чего является усиление привлекательности отчитывающейся компании с точки зрения привлечения инвестиций;

2. Значительно более широкий обзор деятельности компании, по сравнению с финансовой или любой другой отчетностью компании и акцент на стратегической составляющей позволяет подтвердить и раскрыть пользователям принципы устойчивого развития компании и подтвердить данные принципы результатами деятельности, представленные в финансовом блоке отчета;

3. Факт составления интегрированной отчетности позволяет улучшить имидж отчитывающейся компании, повысить уровень доверия;

4. Несомненно создание интегрированного отчета направлено на внешнего пользователя, но при этом его создание оказывает неоценимый положительный эффект на внутренних пользователей и их взаимодействие:

+ В процесс создания отчета учредители получают целостное представление о деятельности компании в том виде, в котором компанию видят внешние пользователи, и могут принимать решения относительно корректировки стратегических целей компании;

+ В процесс создания интегрированного отчета вовлекается топ-менеджмент, что побуждает его лишний раз критически отнестись к полученным результатам деятельности, планам компании. Данный аспект выражается в совершенствовании системы учета в области устойчивого развития;

+ Подготовка интегрированного отчета требует усиленного взаимодействия менеджеров структурных единиц, их качественной коммуникации, что может благоприятно сказаться на скорости и качестве внутренних бизнес - процессов компании;

+ В результате работы над интегрированным отчетом во все группах внутренних пользователей формируется интегрированное мышление, то есть результатом подготовки такой отчетности является не только сама отчетность, но и сформировавшееся целостное видение всех ключевых аспектов деятельности отчитывающей компании у всех вовлеченных в процесс лиц, а главное у руководящего персонала;

+ Понимание своей роли в создании ценности компании каждым менеджером мотивирует его на эффективные действия;

+ Все сотрудники компании, даже не участвуя в подготовке отчета, являются его пользователями. Понимание деятельности компании, ее миссии, целей, уровня социальной и экологической ответственности может мотивировать сотрудников.

Отрицательные аспекты подготовки Интегрированной отчетности

- Подготовка интегрированного отчета требует высокой квалификации специалистов, которые его готовят. Такие специалисты должны быть способны работать как с финансовой, так и нефинансовой информацией и должны обладать возможностью правильно применить Стандарт об Интегрированной Отчетности (в случае, если подготовка отчета осуществляется посредством трудовых ресурсов отчитывающейся компании);

- В случае если отчитывающаяся компания не имеет таких ресурсов, то в рамках подготовки интегрированной отчетности ей необходимо привлечь довольно существенные денежные средства (на сторонних консультантов), а также обеспечить достаточное для подготовки отчета взаимодействие консультантов со всеми службами компании;

- В случае если в отчитывающейся компании недостаточно развиты системы учета в области устойчивого развития, то возникают риски искаженного представления информации в отчете;

- Поскольку на текущий момент требования к интегрированной отчетности находятся в процессе активной разработки и доработки, то возможны юридические риски, связанные с различиями требований к такой отчетности в разных странах.

Примечание: данная статья подготовлена с использованием текста переведенного на русский язык Стандарта об Интегрированной Отчетности, который опубликован на сайте www.ir.org.ru (официальный сайт Российской Региональной Сети по Интегрированной Отчетности, которая курирует проект по внедрению Стандарта об Интегрированной Отчетности в Российской Федерации)