Составление финансовой отчётности

 

Итак, нам предстоит поговорить о составлении финансовой отчетности российскими предприятиями. Сначала определимся, что мы будем подразумевать под финансовой отчетностью. По нашему мнению, это понятие включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю отчетность предприятия, содержащую различного рода финансовую информацию. Традиционно в нашей стране под внешней финансовой отчетностью принято понимать бухгалтерскую отчетность, форма и состав которой согласно российским правилам бухгалтерского учета регулируются следующими нормативными актами:

- ПБУ 4\99,

- Приказ МинФина РФ № 34н от 29 июля 1998 с учетом изменений и дополнений;

- Пирказ Минфина РФ № 67н от 22 июня 2003 года с учетом изменений;

- Приказ Минфина РФ № 112 от 30 декабря 1996 года с учетом изменений и дополнений.

При этом в системе бухгалтерского учете РФ отсутствует единый официальный документ, содержащий концептуальные основы составления и представления финансовой отчетности.

Состав внутренней финансовой отчетности законодательно никак не закреплен, не органичен, а, значит, зависит только от фантазии и потребностей руководства компании и может включать в себя управленческую отчетность, бюджеты, прогнозы, различного рода анализы финансового состояния предприятия.

Так как внешнюю отчетность компания составлять обязана, а также существуют вполне определенные критерии и требования к ее форме и составу, сначала остановимся более подробно на этом виде финансовой отчетности.

Составляющими финансовой бухгалтерской отчетности компании в РФ являются:

- Бухгалтерский баланс,

- Отчет о прибылях и убытках,

- Отчет об изменениях в капитале,

- Отчет о движении денежных средств,

- Примечания к финансовой отчетности.

Отчет об изменениях в капитале и отчет о движении денежных средств представляются в составе приложений (примечаний) к балансу и отчету о прибылях и убытках, а не в качестве основных форм отчетности (как это предполагается, например, согласно принципам МСФО).

Еще одной интересной чертой российской отчетности является то, что отчет о движении денежных средств иногда не включается компаниями в состав консолидированной отчетности, несмотря на такое требование нормативных документов, исходя из принципа рациональности (так называемый «баланс между затратами и выгодами»). То есть если составление консолидированного отчета о движении денежных средств занимает очень много времени и сил, то возможно его не представлять. Главное – чтобы вы смогли убедить вашу налоговую инспекцию в том, что это действительно нерационально.

Минфин РФ утверждает специальные формы финансовой отчетности, рекомендованные к использованию организациям. Несмотря на то, что рекомендации носят не обязательный характер, на практике компании никогда не отступают от минфиновских форм и следят за всеми изменениями и дополнениями, штудируют внимательно все письма и инструкции по заполнению этих форм, чтобы не иметь проблем со сдачей отчетности в налоговую инспекцию. Это происходит в силу того, что принцип преобладания содержания документа над его формой, в нашей стране пока еще не работает.

Все учетные и отчетные документы (включая финансовую отчетность) должны быть составлены на российском языке или иметь официальный на него перевод. То есть если компания работает с зарубежными контрагентами, то первичные документы должны быть представлены как минимум на двух языках.

Финансовым (отчетным) годом в России является календарный год. Поэтому отчетной датой в отношении годовой отчетности у всех организаций является 31-е декабря. Представление сравнительной финансовой информации требуется только за предыдущий период – то есть ваш баланс за 2009 год должен содержать два столбца цифр – по состоянию на 01 января 2009 года и по состоянию на 31 декабря 2009 года, а отчет о прибылях и убытках за 2009 год должен включать колонку цифр прибылей и убытков прошлого 2008-го года. (Примечание: эмитенты, проспект эмиссии ценных бумаг которых регистрируется в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг, обязаны представлять полных комплект финансовой отчетности за каждый из последних трех лет, то есть в нашем случае это – за 2009, 2008 и 2007 годы).

В случае если головная компания является эмитентом обращаемых на открытом рынке ценных бумаг, или же если этого требуют ее акционеры (участники), она должна формировать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с РСБУ, за исключением следующих случаев:

  1. Формируется консолидированная финансовая отчетность, соответствующая требованиям МСФО;
  2. Компания сама является дочерним обществом, 100% голосующих акций или уставного капитала которого принадлежит другой головной организации, и ведет свою хозяйственную деятельность исключительно на территории РФ, а ее головная организация не требует составления консолидированной отчетности;
  3. Компания является дочерним обществом, находящимся фактически в полной собственности другой организации (которая является головной и владеет 90% или более голосующих акций или уставного капитала этого дочернего общества), и ведущим хозяйственную деятельность исключительно на территории РФ, а миноритарные акционеры (участники) указанного дочернего общества не требуют составления консолидированной отчетности.

Важно указать, что головная компания при этом имеет еще дополнительное обязательство по формированию своей собственной (неконсолидированной) финансовой отчетности.

Помимо выше перечисленных форм бухгалтерской отчетности, существует еще пояснительная записка, составляемая главным бухгалтером, в которой раскрываются основные положения учетной политики компании, а также приводится дополнительная информация, показывающая динамику важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет, а также планируемое развитие организации.

Участники рынка ценных бумаг обязаны раскрывать подобную дополнительную информацию в дополнение к финансовой отчетности. (Остальные компании – делают это по собственному выбору в определенном ими самими объеме). Перечислим обязательную к раскрытию для котирующихся предприятий информацию:

- информация о существенных проводимых операциях;

- информация об основных средствах эмитента, включая детали инвестиционных планов, заложенных или иным образом обремененных основных средствах;

- информация об экспортных операциях эмитента;

- информация о значительном движении активов после отчетной даты;

- информацию об участии в каких-либо судебных разбирательствах, которые могут оказать существенное влияние на показатели эмитента и его финансовое положение;

- информацию о размере и структуре капитала эмитента;

- подробности управления денежными средствами;

- информацию о финансовых вложениях и размерах сформированных оценочных резервов на их обесценение;

- информацию про базу для оценки нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный капитал, расходов на НИОКР за последние пять лет, а также принятой эмитентом политики в области научно-технического развития,

- анализ тенденций развития в отрасли и развития эмитента за последние пять лет.

Теперь, когда объем того, что необходимо подготовить, определен, стоит поговорить о том, как все это вовремя и качественно сделать.

Во-первых, необходимо определить ответственного. Ну, естественно, это может быть только главный бухгалтер – именно ему предстоит отчитываться перед всеми заинтересованными лицами по поводу показателей бухгалтерской отчетности: перед руководством, налоговыми инспекторами и аудиторами. Мы не будем касаться таких исключений, как малый бизнес, где генеральный директор является и курьером, и инвестором, и главным бухгалтером в одном лице.

Далее, в зависимости от размеров деятельности компании, в структуре бухгалтерии может существовать различное распределение ролей и ответственных за различные блоки бухгалтерской отчетности: чаще всего, опять же, за составление основных форм (а также за подготовку консолидированных данных) отвечает главный бухгалтер либо его заместитель, а за ведение учета по секциям и подготовку отдельных блоков примечаний к отчетности – уже могут отвечать отдельные сотрудники бухгалтерии. Наиболее типичная разбивка секций бухгалтерского учета по зонам ответственности в среднего размера компании выглядит примерно так:

-  заработная плата и отчисления с ФОТ (70, 71, 69 счета бухгалтерского учета), сюда также могут попадать расчеты с подотчетными лицами, но иногда этот блок выводится за пределы ответственности бухгалтерской службы компании и является головной болью отдела казначейства (50, 71, 73 счета);

- основные средства и материалы (на предприятиях с большим оборотом материальных запасов эти две секции, конечно, целесообразно развести на двух разных человек или группы людей);

- поставщики и подрядчики (60, 76 счета);

- покупатели и заказчики (62 счет);

(эти сотрудники отвечают за проводки, связанные с формированием выручки и затрат, за подписание актов сверок с контрагентами);

- касса и расчетные счета (50-е счета) – в современных компаниях эта функция находится полностью под контролем отдела казначейства, а не бухгалтерии, что позволяет улучшить систему внутреннего контроля компании;

- отложенные налоги (обычно расчетом ОНА, ОНО занимается либо сам главный бухгалтер либо его компетентный зам, поскольку рядовые сотрудники бухгалтерии часто имеют узкую специализацию и им не хватает компетенции, чтобы отвечать за такой комплексный раздел учета).

Конечно, в зависимости от деятельности компании, эти разделы будут дополнены другими (например, если блок финансовой деятельности компании хорошо развит, будет еще секция финансовых инструментов).

После определения зон ответственности и расстановки приоритетов следует четко разработать график составления бухгалтерской отчетности и довести его до сведения каждого сотрудника бухгалтерии. При этом надо иметь ввиду, что на консолидацию данных, выверку, анализ финальных цифр также необходимо время, поэтому при сроке сдачи отчетности в налоговую инспекцию 31 марта, необходимо, как минимум, за неделю главному бухгалтеру иметь на столе черновик финального варианта всех форм и составляющих элементов отчетности.

Теперь перейдем к вопросу составления внутренней финансовой отчетности компании. Тут сложно говорить об унификации форм, поскольку вариантов форм управленческой отчетности существует такое количество, какое количество запросов от руководства могут получить отделы управленческого (оперативного) учета, бюджетирования, контролинга, бухгалтерии, казначейства, МСФО и прочие отделы, работа которых связанна с обработкой финансовых данных. Попробуем определить основной перечень и состав информации, которая точно необходима грамотному руководителю при принятии им управленческих решений, а определение формы и структуры отчетных форм – оставим на усмотрение уважаемых читателей.

Ответственный отдел

Отчетная информация

Бюджетный отдел (как вариант – отдел планирования или финансового контроля)

  • Бюджет на периоды: год, два, три, поквартально, помесячно, понедельно, дневной бюджет.
  • Сопоставление фактических и прогнозных показателей, анализ отклонений.
  • Прогноз на 5-7-10 лет (укрупненный бюджет).
  • Варианты бюджетов на один и тот же период, но исходя из нескольких вариантов входящей информации (сумма изначальных инвестиций, разная %% ставка, разный объем продаж и т.д.).
  • Бюджеты движения денежных средств.
  • Бюджеты, составленные балансовым методом начисления.
  • Бюджеты инвестиций.
  • Бюджеты затрат.

 

 

Отдел казначейства

  • Реестры платежей на согласование руководителю.
  • Реестры оплат за месяц, квартал, год.
  • Расчеты по возможным вариантам использования свободных денежных средств.
  • Отчеты о влиянии колебаний курсов валют на финансовое положение компании.
  • Мониторинги кредитных программ банков.
  • Мониторинг изменения валютного, банковского законодательства.
  • Кассовый бюджет на день, неделю, месяц.

 

МСФО

  • Отчетность по МСФО.
  • Анализ отклонений (корректировок) от РСБУ.
  • Мониторинг изменений стандартов.

 

Отдел кадров

  • Данные о средней заработной плате.
  • Данные  о списочной численности, ее динамике во времени.
  • Отчеты о выполнении сотрудниками личных целей, на основе которых рассчитываются премии, уровень повышения зарплат.

 

Отдел Управленческого учета

  • Отчеты по выполненным работам за период (год, месяц, квартал).
  • Реестр заключенных договоров с анализом исполнения, оплат, авансирования.
  • Реестры актов выполненных работ.
  • Отчеты по рентабельности и окупаемости инвестиций.
  • Оперативные данные по продажам, производству в разрезе компаний, бизнесов, секторов, отделов.
  • Анализ финансово-экономического состояния компании на дату в прошлом, предполагаемую дату в будущем.
  • Составление регламентов, процедур, положений касаемо учета финансовых и материальных ресурсов компании.

 

 

 

 

Обязательно стоит еще упомянуть о том, что существуют компании бюджетного финансирования, а также финансовые институты, деятельность которых дополнительно регулируется российским законодательством. Для организаций данных секторов создан обширный перечень нормативных актов, в которых прописаны различные обязательства  по представлению финансовой, статистической отчетности – в дополнение к бухгалтерской.

Регулярное составление финансовой отчетности, ее анализ, сравнение входящих в нее цифр за разные отчетные периоды позволяет:

- выявлять большое количество взаимозависимостей между различными показателями финансово-экономической деятельности,

- понимать динамику развития компании,

- видеть наиболее (или наименее) эффективные направления деятельности,

- сравнивать работу различных подразделений,

- выявлять свободные денежные средства.

И в целом, это преследует такую важную цель – как совершенствование системы внутренних контролей в компании, поэтому пренебрегать развитием и совершенствованием системы внутренней отчетности не стоит.